BMX-ИНГ, вид экстремального спорта. сокращенное Bicycle Moto Extreme, т.е. велосипед для мотоэкстрима (по другой версии, Bicycle Motocross мотокросс на велосипедах). Поначалу этот велосипед предназначался для тренировок мотогонщиков. Самые первые соревнования по BMX-ингу проходили на трассах, напоминающих площадки для мотокросса. BMX представляет собой маленький велосипед с диаметром колес 20 дюймов около 50 сантиметров. (В BMX-гонках используются и так называемые велосипеды с диаметром колес 24 дюйма). Благодаря небольшим размерам и конструктивным особенностям BMX'a велосипедист может совершать на нем высокие прыжки и исполнять (как на земле, так и в воздухе) сложные трюки. Руль у BMX'a, благодаря специальной системе GYRO, свободно вращается вокруг своей оси так, что тормозные тросики при этом не запутываются. Еще одно принципиальное отличие BMX'а от других велосипедов, наличие специальных тормозов и так называемых пегов, металлических втулок, прикручиваемых с обеих сторон к оси колеса и служащих при выполнении трюков опорой для ног. BMX-инг требует от спортсмена хорошей физической подготовки и отменной координации движений.
Разновидности BMX-инга.
BMX-инг подразделяется на 5 видов.
Рейсинг (англ. racing) гонки на велосипедах по трассе,
напоминающей трассу для мотокросса: сравнительно короткой (от 300 до 600 метров), но очень извилистой с множеством поворотов и земляных трамплинов разного вида и размера. В гонке одновременно принимают участие до 8 спортсменов. Иногда в рэйсинге используется искусственное, в том числе асфальтовое покрытие. Ведущие гонщики развивают на трассе скорость до 50 км/час.
Флэтленд/флэт (англ. flatland/flat) выполнение акробатических трюков на ровной поверхности за установленный промежуток времени. Это самая спокойная из всех BMX-дисциплин, требующая от спортсмена не только безупречного владения велосипедом, но и исключительной выдержки. Флэт очень похож на акробатические номера велосипедистов в цирке: езда на одном колесе, без рук, без ног, спиной вперед и т.д. В этом виде BMX-инга ценится умение выполнять не отдельные сложные элементы, а целые комбинации из них. Не первый из BMX-стилей по времени возникновения, флэтленд сейчас является базовым курсом для начинающего BMX'ера.
Стрит-райдинг/Стрит (англ.street-riding/street) экстремальное катание на городских улицах либо в специальных парках (роллердромах и скейтбордодромах). Велосипедисты совершают прыжки с крыш автобусных остановок, небольших строений и многоступенчатых лестничных пролетов, перелетают через скамейки и прочие препятствия, скользят при помощи пегов по поручням, перилам и бордюрам и т.д. Стрит самая распространенная и популярная BMX-дисциплина. В силу своей специфики (место и необычная техника катания) стрит является частью так называемого альтернативного образа жизни, для которого характерны определенная мода, музыка, стиль поведения и т.д.
Верт (англ. vert) самая технически сложная, зрелищная и опасная разновидность BMX-инга. Это трюковое катание в рампе для роллеров и скейтбордистов, представляющей собой желоб высотой в 4-5 метров. Многие демонстрируемые в верте BMX-трюки "позаимствованы" у роллеров и скейтеров. Разгоняясь от одного края к другому, велосипедист постепенно набирает скорость и, вылетая над стенкой рампы, выполняет в воздухе различные трюки: сальто назад, вращения на 360, 540, 720 и даже 900 градусов и проч. Наряду с обычной используется и мини-рампа, с нее обычно начинают осваивать верт новички.
Дёрт-джампинг (англ. dirt jumping) прыжки на трассе, состоящей из установленных друг за другом (в ряд или по кругу) земляных трамплинов. Разогнавшись, велосипедист вылетает с горки, выполняет в воздухе какой-нибудь элемент, приземляется на склон, снова вылетает вперед и т.д. В отличие от рэйсинга, производным от которого он является, суть дерт-джампинга не в скорости преодоления трассы, а в демонстрации трюков в серии прыжков (прыжок должен быть максимально высоким, а трюк - сложным).
В настоящее время разработаны специальные модели велосипедов для отдельных BMX-дисциплин, имеющие существенные различия. Так, например, BMX'ы для рэйсинга и дерт-джампинга не имеют пегов и системы GYRO; гоночный велосипед длиннее и значительно легче, чем велосипед для стрит-райдинга (сверхдлина обеспечивает дополнительную устойчивость, а низкий вес, скоростные качества), и снабжен более рельефными покрышками для лучшего сцепления с трассой; BMX для флэтленда оснащен более компактным рулем и рамой, а установленные на нем пеги больше по диаметру и т.д.
В защитную экипировку BMX'ера входит гоночный шлем, а также наколенники, налокотники и щитки для голени.
Историческая справка.
Начало трюкового велокатания относится ко времени изобретения самого велосипеда. BMX-инг как таковой зародился в середине 1970-х годов в США с появлением спортивного мини-велосипеда, обладавшего рядом преимуществ по сравнению с обычными велосипедами. Легкий и компактный, он мгновенно набирал скорость, что очень скоро оценили любители острых ощущений. Рэйсинг стал первой BMX-дисциплиной. Со временем велосипедисты стали осваивать различные акробатические номера. Так началось развитие трюкового BMX-катания.
Пережив кризис в конце 1980-х – начале 1990-х годов, BMX-инг возрождается вновь. Благодаря техническим новшествам заметно выросли потенциальные возможности мини-велосипеда. Популяризации нового вида спорта в США и во всем мире способствовали серии национальных соревнований BS (Bicycle stunt – Трюк на велосипеде) владельцем компании "Hoffman bikes". В США начинают выходить специализированные BMX-издания (такие, как журнал Ride). В 1995 BMX-инг был включен в программу первых Экстремальных Игр (The X-Games). В 1996 выступления членов Спортивной ассоциации Хоффмана (HSA) были включены в официальную церемонию закрытия Олимпийских игр в Атланте. Во второй половине 1990-х годов все более популярным становится новый стиль BMX-катания верт, насыщенный более опасными и зрелищными элементами (например, разворот на 900 градусов). Начинается быстрое развитие стрит-райдинга. Для соревнований строятся специальные площадки, имитирующие уличные препятствия, с добавлением трамплинов разных форм и размеров.
Признанный лидер современного BMX-инга многократный чемпион X-Games, один из членов HSA, американец Дэйв Мирра по прозвищу Чудо-мальчик. Его коронный номер двойное сальто назад считается одним из самых сложных и редких велотрюков. В настоящее время Мирра выступает за известную американскую компанию Haro, лучшего, по мнению экспертов, производителя BMX'ов в мире.
BMX-инг становится все более популярным видом экстрима среди молодежи. В одних только США в 2001 насчитывалось более миллиона владельцев минивелосипедов, а продажа BMX составляла 30% всех велопродаж на американском рынке. Американские врачи при всей экстремальности BMX-инга считают его прекрасным средством профилактики ожирения среди школьников. В настоящее время, помимо США, клубы и объединения BMX'еров действуют в Канаде, Бразилии, Норвегии, Португалии, Новой Зеландии и других странах.
В последнее время у BMX'еров возникают серьезные юридические проблемы прежде всего, у любителей стрит-райдинга. Городские власти нередко запрещают им кататься на улице, обвиняя гонщиков в порче муниципального имущества. А владельцы скейтпарков, где велосипедисты катаются вместе с роллерами и скейтбордистами, считают, что заезды BMX'еров приводят к быстрому изнашиванию паркового оборудования, и ограничивают их доступ в парки.
BMX-инг в России. В нашей стране BMX-инг начал развиваться в 1990-е годы. Первой из освоенных российскими велосипедистами BMX-дисциплин стал рэйсинг. Гонщики из России завоевывают призовые места на международных соревнованиях. В последние годы большую популярность в стране приобретает трюковое катание: появились виртуозы, демонстрирующие красивые и сложные элементы (например, разворот на 360 градусов в прыжке с трамплина), cтуденты цирковых училищ активно осваивают флэтленд, открыто несколько специальных парков для дерт-джампинга. В Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Пскове и других городах действуют BMX-клубы.