Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo"
подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это
было вполне в духе ямайской традиции разговорного рэгги (который, кстати, именно к тому моменту стал
по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику
на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или
скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали
включаться коротенькие лимерики –
и, наконец, разгулялась нехитрая
поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась
на вертушке. Обычно MC начитывал публике какое-нибудь четверостишье, а потом,
чтобы собраться с мыслями, скандировал что-то типа:
Yes Yes Y'all,
Yes Yes Y'all,
One Two Y'all
To The Beat Y'all!
Рэпом это тогда еще не называлось, а называлось
словом "emceeing".
Хотя слово "рэп" и описываемая им
ритуальная перебранка существовали в черном фольклоре давным-давно. Рэп вообще стар как мир и в той или иной форме существует в
любой традиционной культуре. В доисламском арабском мире подобный жанр
процветал на ярмарках. Каждый бедуинский клан выставлял своего поэта-ритора,
который начитывал импровизационную ругань ярко выражено сакрального характера.
Дело обычно кончалось массовой резнёй. Такие же состязания,
называемые "ямб", имели место в Древней Греции на праздниках в честь
Диониса и Деметры. В древнескандинавской традиции они известны как "mannjafbr" ("тяжба мужей"), - обязательный
элемент святочных игр. В одной из эддических песен,
"Песне о Харбарде", в бранном поединке
сходятся боги Один и Тор. Другая песнь - "Lokasenna" - специально посвящена такой сваре. Там хулиганский бог Локи на
пиру богов нарушает ритуальный мир и начинает со всеми ругаться. В
староанглийском языке было специальное слово, аналогичное "рэпу", - "yelp". В
древнегерманском это "gelp", в старофранцузском - "gab".
Михаил Бахтин в своей великой
книжке о Франсуа Рабле подробно описывает этот самый "gab"
на праздничных парижских площадях.
"Корни собственно рэпа теряются в африканской
традиционной культуре: состязаниях на ритмичность между детьми и празднествах
культа плодородия. Из последних, видимо, что перешли в
рэп ритуальные кощунства и другие элементы
карнавального действа: иронические славословия и проклятия...
Далее...
2PAC
The Outlaws